![]() |
![]() |
|||
Ссылки по теме Постройка
Привальный бус Материалы
"ЭДИС"
|
Лодка-амфибия с мотоциклетным двигателемПубликация статей в разделе мастерская
Лодка-амфибия с мотоциклетным двигателемЗа последние пять лет я построил две трехколесные амфибии с мотоциклетным двигателем. Первая лодка-амфибия была стальная (сварная) из миллиметрового листа и имела в длину 4,5 м. Бортовые колеса навешивались на борта, заднее ведущее колесо было и поворотным. Гребной вал проходил через днище с тоннельной кормой. Имелась регулируемая транцевая плита. Надо сказать, по асфальту амфибия шла очень хорошо, как мотоцикл, развивая скорость до 93—95 км/час. А вот когда я приехал на лодочную стоянку и опробовал свою лодку на воде, все стали смеяться: с 26-сильным двигателем мне не удалось обойти «Казанку» с 10-сильной «Москвой». Очевидно, корпус оказался слишком тяжелым и сделан был грубо — с бухтинами от сварки. Тогда я решил построить более легкую и быстроходную лодку-амфибию. Все работы, кроме токарных и сварочных, были выполнены своими силами, с помощью жены и детей, и в 1966 г. мы уже плавали и ездили на новой амфибии. Причем плавали не только летом (через пороги и по Братскому морю), но и зимой, так как ниже моря Ангара километров на шестьдесят не замерзает.
Основная особенность новой лодки-амфибии — это сваренная из труб легкосъемная ходовая часть для движения по суше. Получился своего рода трехколесный самоходный трейлер. Легкий корпус лодки покоится на деревянных подушках ходовой части и на ходу не испытывает больших нагрузок; это, собственно, и позволило сделать лодку легкой. Недостаток такого решения только тот, что при спуске на воду ходовую часть весом 65 кг приходится оставлять на берегу (иногда, правда, мы грузили ее и на лодку). Корпус мы сделали легче и длиннее (5,2 м), чем у «Казанки», поэтому наша лодка хорошо идет под веслами и на быстром течении. Обводы днища изогнуто-килеватые с прогибом на носовых шпангоутах до 30 мм. Высота надводного борта в носовой части увеличена до 650, на транце 400 мм. Лодка хорошо всходит на волну, не зарывается. Борта имеют развал в носу и завал в кормовой части. Ширина по скуле 1080 мм на переборке 3 шп. и 1225 на транце. Максимальная ширина при палубе 1300 мм в районе шп. 3. Корпус дюралевый клепаный, причем заготовка обшивки, включая борта и транец, вырезана из одного листа 2000х6000х1,8. Это позволило уменьшить число соединительных деталей и объем клепки; зато линию скулы в плане от наибольшей ширины до транца пришлось сделать прямой для упрощения гибки. Носовая часть до форпиковой переборки закрыта палубой. Днищевые (по два на сторону) и бортовые (по одному) стрингеры выполнены из уголка 30х30. По верхней кромке борта приклепаны швеллер шириной 80 мм, согнутый из полосы, и уголок 20х20. Киль и скулы лодки-амфибии усилены накладными полосками толщиной 2 мм. Восемь шпангоутов вырезаны из 1,5-миллиметровых обрезков дюраля. Слань из дюралевого листа уложена на верхние кромки флоров. В кормовой части поставлены невысокие крылья-стабилизаторы, чтобы на резких поворотах брызги не попадали в кокпит. Вес голого корпуса лодки-амфибии около 95 кг. Четырехтактный двухцилиндровый мотоциклетный двигатель «К-750» со штатной коробкой передач установлен в р-не шп. 8—9 на резиновых амортизаторах. Охлаждение воздушное от шестилопастной автомобильной крыльчатки. Для движения на плаву мощность передается на поворотно-откидную колонку через карданный вал и короткий промежуточный вал, пропущенный сквозь транец. Колонка самодельная с управлением румпелем. Вес ее 14 кг. Реверс, нижний редуктор и вся подводная часть, включая гребной винт, — от мотора «Вихрь». Верхний редуктор с коническими шестернями 25:18. На промежуточный вал насажены шкив ременной передачи отбора мощности на генератор (12 в) и верхняя звездочка цепной передачи на карданный вал ведущего заднего колеса от мотоцикла «К-750». Для движения по суше колонка снимается, лодка ставится на ходовую часть и крепится к ней десятью болтами. Скорость на хорошей дороге и без груза около 75 км/час, с грузом 400 кг — до 35 км/час. А на воде теперь «Казанки» с двумя моторами «Москва» догнать не могут! Под «Вихрем», правда, обходят, но очень медленно. С одним водителем (водоизмещение 290 кг) скорость хода на чистой воде составила около 45 км/час. Число оборотов винта при этом около 2860, а расход топлива до 6 л/час, т. е. даже меньше, чем у подвесного мотора «Вихрь». В полном грузу (водоизмещение 500 кг) скорость около 25 км/час. Мы подсчитали, что в общей сложности новая лодка-амфибия уже прошла только по воде 3500 км. Добавлю, что на берегу наша амфибия используется не только как транспортное средство; поставив и закрепив лодку и сняв заднее колесо с дифференциалом и карданом, мы навешиваем на вал циркульную пилу и пилим дрова. К. П. Юферов, «Катера и яхты», 1968 г. Назад в раздел
|
|||
![]() |
![]() |